Велосипед, как и любой другой механизм требует периодического осмотра и обслуживания. Речь идет не только о плановых ТО, которые следует делать раз-два в год, но и о регулярных осмотрах железного коня на предмет люфтов, износов или трещин на комплектующих перед катанием.
Говоря об активном, даже агрессивном катании, стоит чаще осматривать велосипед на наличие трещин, деформаций, износов, некорректной работы комплектующих во избежание травм от сломанного железа.
На каждой покрышке написан минимум и максимум давления, придерживайтесь этих пределов. Спущенные шины – причины частых проколов и неровностей обода. С хорошо накачанными шинами легче разгон, легче поддерживать скорость, мало шансов погнуть обод от удара и проколоть камеру, но немного хуже проходимость по песку и рыхлому грунту.
Так, к примеру, среднее давление для взрослых горных велосипедов составляет: переднее
колесо - 3-3,5 атмосферы, заднее - 3,5-4,0.
Люфты во втулках. Пробуйте пошатать колеса между перьями и в вилке относительно оси вращения, если присутствует люфт (шатание) его следует устранить, дабы не привести втулки в негодность.
Следует время от времени обращать внимание на протяжку спиц, ровность колес (особенно актуально для велосипедов с V-brake тормозами).
Контролируйте исправность тормозов и состояние его составных частей: тросиков, рубашек, колодок… Тормоз должен быть в меру жестким, чтобы рукоятка имела свободный ход, но и не проваливалась вплоть до грипсы.
Тестируйте исправность манеток и перекидок, их правильную совместную работу. Обращайте внимание на состояние рубашек и тросиков, это также влияет на корректность переключений, грязные и ржавые комплектующие уже не желают работать как прежде…
Люфты рулевой, каретки; незатянутые шатуны и педали – все это доставит дискомфорт при езде, будут присутствовать посторонние звуки, шатун, к примеру, может отпасть.
Вовремя не устраненные люфты вызывают поломку, зачастую неисправимую.
Чтобы велосипед слушался руля, они должны быть крепко связаны между собой, вынос тут в помощь, но иногда болты могу ослабится…
Особенно касается эксцентриков. Дешевые модели расслабляются и иногда нужно корректировать затяжку, дабы не растерять колеса по дороге.
Изношенные от пробега, от неправильного ухода цепь, соответственно система и кассета/трещотка приведут к нестабильной и проблемной работе трансмиссии. Следует следить за чистотой цепи, ее смазкой. Чистыми и сухими должны быть звезды.
Гоняя по кругу 2-3 цепи увеличивается пробег системы и звезд на колесе. Такой вариант сохранит бюджет.
Данные поломки могут быть от излишней дешевизны, усталости метала, использования комплектующих не по назначению, от неправильного хранения велосипеда зимой, либо от максимально агрессивного катания… Как бы то ни было, результат поломанного железа всегда один – страдает велосипедист, поэтому осматривайте его периодически.